"Величайшая ошибка при воспитании - это чрезмерная торопливость"
Ж.-Ж. Руссо
Основные направления социально-педагогической работы в образовательном учреждении |
||
«Профессия – социальный педагог»
Социальный педагог – это уникальная профессия. Это скорее не профессия, это особое состояние души, это образ жизни, это целый мир. Это желание помочь детям обрести себя в этой жизни, это поддержка, это внимание к их проблемам, это любовь.
Социальный педагог – это внимательный слушатель, мудрый советник, верный союзник, грамотный консультант и сторонний наблюдатель, который не навешивает ярлыков, не оценивает личность, не давит авторитетом, не задает бестактных вопросов, всегда стремится к развитию, к личностному и профессиональному росту. Социальный педагог – это незаменимый помощник и настоящий друг.
Профессия «социальный педагог» многогранна. В своей работе он и психолог, и воспитатель, и юрист, и организатор. В обязанности социального педагога входит работа с трудными и проблемными детьми из социально неблагополучных семей, с детьми-инвалидами, с отстающими в учебе, с теми, кто пережил душевную травму.
Дети и подростки, их классные руководители и воспитатели обращаются к социальному педагогу в трудные минуты своей жизни. Разочарованные, потерявшие надежду, не умеющие самостоятельно решить возникшие проблемы, они ждут сочувствия, человеческой поддержки и конкретной помощи.
Сегодня эта профессия стала наиболее востребованной, когда вырос процент преступности, увеличилось число детей с нарушениями, родители стали хуже относиться к своим детям…
Я – социальный педагог, работаю непосредственно с детьми, провожу профилактическую работу с трудными подростками, организую мероприятия - ведь легче предупредить неверный шаг ребенка, чем потом долго и методично его исправлять.
Во мне нуждаются родители, многие из них не умеют или испытывают затруднения в воспитании своих детей. Ситуации в жизни бывают разные, зачастую мне приходится сталкиваться с сотрудниками полиции, с которыми мы ведем совместную профилактическую работу. И тут наши интересы совпадают, главная наша задача – оградить ребенка, предотвратить совершение проступка.
Рост наркомании, алкоголизма, жестокости в социальной среде, делает профессию социального педагога еще более необходимой. Личность подростка еще недостаточно сформирована; он очень податлив веяниям со стороны и близкого окружения, и здесь моя задача – обеспечить профилактику различного рода негативных явлений, отклонений в поведении ребенка, в их общении, таким образом, оздоровить окружающую социальную среду.
Что такое работа социального педагога – социальная роль или стиль жизни? Обычная работа или «призвание»? Да, я задаю себе эти вопросы, но ответить однозначно не могу. Может потому, что главная цель моей работы: развитие и воспитание нравственной личности, духовно богатой, внутренне свободной, способной строить жизнь, достойную Человека.
Работу социального педагога легкой не назовешь, ведь она требует много душевных сил. Он часто сталкивается с равнодушием и невоспитанностью неблагополучных родителей, с черствым отношением окружающих к проблемам детей. К тому же, достучаться в души своих подопечных бывает очень нелегко – трудные дети часто бывают озлобленными, никому не верят. Зато сколько позитивных чувств получает социальный педагог, когда ему удается реально помочь ребенку, когда он встает на путь исправления.
Главное в моей работе: научиться видеть и ценить в ребенке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, и понять, что ребенок - человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства. Сделать так, чтобы ребенок поверил, послушал совета, видел в социальном педагоге не врага, а друга, наставника. Ведь каждый ребенок – это неповторимый микромир, существующий, развивающийся, анализирующий, совершающий и исправляющий свои ошибки, стремящийся к достижению одному ему известных высот, создающий по кирпичику свою детскую философию. Я считаю, что самое важное в моей профессии - глубокое уважение к личности каждого ребенка.
За что же я люблю свою профессию? За неповторимость и непредсказуемость каждого дня, за то, что она дает мне возможность каждый день соприкасаться с миром детства, за то, что моя профессия была и будет нужна.
Работа социального педагога не дает моментальных результатов, ее эффект нельзя просчитать, результаты работы могут появиться спустя несколько лет.
Наша современная жизнь требует поиска новых моделей воспитания подрастающего поколения, требует тесного взаимодействия всех воспитательных структур нашего общества – школы, семьи, общественности.
Социальный педагог является специалистом, барометром ситуации и погоды в школе, педагогом – сопровождающим и ребенка и учителя, координатором действий между учителем – учеником – родителем.
Именно он может помочь ребенку пройти процесс социализации. Он, скоординировав свою работу, ослабляет опасные для школьников тенденции развития, укрепляет ценности, необходимые для позитивного развития личности, создает все условия для успешного вливания его во взрослую жизнь.
Считаю, что социальный педагог – необходимый человек для ребенка в современной школе. Именно он должен помочь ребенку понять себя и поверить в свои силы.
Найти рецепт профессионального успеха – мечта любого человека, а составляющие моей работы: Доброта, Честность, Искренность, Справедливость, Профессионализм.
Автор: Митракова Татьяна Борисовна, социальный педагог МКОУ Основная общеобразовательная школа № 26 п.Усть-Кабырза